Необычные профессии: менеджер арт-проектов в робототехнике

Робототехнику уже преподают в детских садах, а шоу дронов открывают модные показы мировых брендов. Менеджер по применению робототехники в искусстве Юлия Пудова уверена, что дрон — сам по себе искусство. Для сервиса «Профориентация» мы поговорили с Юлей о рисующих роботах и ночных репетициях для шоу.
Необычные профессии: менеджер арт-проектов в робототехнике

Юлия Пудова, менеджер по применению робототехники в искусстве, Tsuru Robotics

Рабочий день у меня ненормированный. Работа не заканчивается с приходом домой, но это даёт возможность развиваться и расти. В дни шоу я работаю 24 часа. Потому что если вы хотите получить качественный продукт, как шоу для «Сибура» на «Матче всех звезд», то это непрерывная работа. Такое можно сделать, только если вы живете этим.

Как все устроено

Моя должность звучит так — менеджер по применению робототехники в искусстве. Но иногда проще и понятнее сказать, что я менеджер арт-проектов, — это дает больше возможностей и охватывает большую сферу для работы. В команде я отвечаю за все, что связано с искусством. Будь то наш проект с граффити-дроном и известным российским граффити-художником Мишей Мостом и Interactive Lab или наши световые шоу с дронами. Мы очень хотим показать, что современные технологии могут не только применяться в искусстве, но и быть искусством.

Граффити-дрон — сам по себе искусство. Мы работали над внешним видом дрона, чтобы он выглядел красиво и высокотехнологично. Это называется «культура инженерии». Такими задачами занимаются инженеры-конструкторы. Они специально прорабатывают то, как должен выглядеть, например держатель для баллончика. Это область инженерного дизайна.

Мы вместе продумываем, как должен выглядеть костюм для дрона. Чтобы составить модель, рисуем рендер. Я делаю это вместе с художником или дизайнером. Потом мы передаем рисунок инженерам, которые приводят модель к более технически реализуемому виду. Важно, чтобы костюм не мешал винтам и воздушные потоки не повредили его.

Наш граффити-дрон — единственный в мире, аналогов нет. Он выполнял рисунок по эскизу художника. Изображение переводилось в программу, которая прорисовывала пути перемещения дрона. Это была большая и интересная задача. Мы до сих пор дорабатываем нюансы, улучшаем наш дрон.

Если ты готовишь большое шоу, то ритм работы бывает очень высоким. Например, на «Матч всех звезд» площадка была постоянно занята, и нам приходилось ждать своего времени, чтобы порепетировать. Часто мы репетировали ночью, а днем тестировали дронов. В итоге эти 4–5 дней мы работали нон-стоп. В команде было десять человек — 4 программиста, 4 инженера, и еще двое занимались организацией.

Что важно в работе с робототехникой

Самое сложное на шоу — чтобы ничего не сломалось и чтобы дроны пролетели как задумано. А лично для меня всегда очень сложно угодить заказчику. У них бывают интересные пожелания, которые технически реализовать почти невозможно. Но мы стараемся.

В моей работе важно слышать пожелания заказчика, уметь соединить технические возможности наших дронов и арт-идею проекта. В работе мне помогает умение общаться с людьми, понимать их пожелания. Будь то члены нашей команды или заказчики. Я полностью погружаюсь в проект, всегда готова подстраховать и подменить коллег. Ну и, конечно, важный помощник в работе для меня — трудоголизм.

Я оканчивала кафедру робототехники в Донском государственном техническом университете. По моему мнению, больше всего в инженерных вузах сейчас не хватает направления art & science на технических специальностях. Это прививает культуру инженерии.

Вдохновение и дроны для модельеров

Вдохновение я черпаю в искусстве, в музыке, в световых шоу. Для меня номер один — это Энди Уотсон, режиссер и дизайнер шоу Radiohead. У меня была возможность поработать с его командой и посмотреть, как работает этот человек. И это не сравнится ни с чем. Он — настоящий пример того, как работать и к чему стоит стремиться.

Меня впечатлили четкий ритм работы и общая культура на площадке. Стейдж-менеджмент был очень грамотным — никаких отклонений от плана работ. Я бы хотела перенести этот опыт на наши проекты.

Комбинация музыки, инженерии и света в его шоу — это очень красиво. Под каждую мелодию подобраны определенные цветовая гамма и световые движения. Конечно, шоу типа концерта известной рок-группы — это крупное мероприятие, и команда Уотсона работает в этой сфере уже давно. А мы только начали. Концерты и шоу дронов — это немного разные направления. Но нам тоже можно применять цвет и световую аппаратуру.

Я видела недавнее шоу дронов на показе D&G. Если бы такой проект делала наша команда, я бы кое-что изменила. Мне не понравилось, как преподнесли дронов. Смутило, что они были без костюмов. Конечно, весь акцент должен быть на сумочке. Но дрон в любом случае отвлекает зрителя. Так почему бы не сделать его более интересным?