Быстрее, лучше, точнее: как изменения в каталоге hh.ru сказались на аналитике рынка труда
⏱ 6 минут полезного чтения
Изменения также повлияли на нашу статистику рынка труда, причём в лучшую сторону. Практика показала, что данные сервиса stats.hh.ru стали точнее — как и почему это произошло, мы расскажем в этом материале. Но сначала кратко опишем, в чём суть нового каталога hh.ru.
Меньше, но лучше
Во-первых, мы значительно уменьшили количество специализаций в каталоге — с 621 до 174. Предыдущий каталог создавался таким образом, чтобы в нём можно было найти любую позицию, невзирая на роль в компании, отрасль, функции и уровень должности — отсюда и такое большое число специализаций.
Теперь искать что-либо в каталоге вручную больше не нужно — мы автоматизировали этот процесс. Для поиска вакансий или резюме достаточно указать одну необходимую специализацию, а всё остальное сделает наш умный поиск — основываясь на анализе данных, он подберёт вакансии или специалистов, которые лучше всего подходят под весь набор требований.
Число специализаций в новом каталоге — не окончательное. Мы будем постоянно улучшать и пополнять каталог новыми и актуальными для рынка труда позициями, делая его ещё более удобным и практичным.
При этом основу нашего каталога — профессиональные области — мы почти не трогали. Лишь убрали профобласти «Начало карьеры, студенты» и «Госслужба, НКО», а также перетасовали и переименовали некоторые позиции, сделав их более актуальными и понятными. Например, сократили длинное «Информационные технологии, интернет, телеком» до «Информационные технологии». Или отделили сельское хозяйство от производства, объединив последнее с сервисным обслуживанием, чтобы приблизить каталог к реальным потребностями соискателей и работодателей.
Также мы добавили профобласть «Другое» — она поможет следить за новыми и необычными специализациями, которые постоянно появляются в меняющейся экономической реальности.
Как теперь всё устроено
Благодаря изменениям каталога нам удалось решить сразу несколько проблем. Если в предыдущем каталоге смешивались функции, индустрии и уровни должностей — например, встречались специализации «Ввод данных», «Стартапы», «Начальный уровень, мало опыта», — то в новом такой проблемы нет. Каждая специализация чётко отражает описание одной профессиональной роли в компании — например, «Специалист службы безопасности», «Дата-сайентист» или «Геодезист».
Специализации, как и раньше, группируются в профессиональные области, но изменились связи между ними. В предыдущем каталоге в разных профобластях нередко встречались специалисты с одинаковыми функциями, но разными названиями. Так, специализация «Водитель» относилась к профобласти «Транспорт, логистика», а «Персональный водитель» — к профобласти «Домашний персонал». Это сбивало с толку соискателей и работодателей.
Теперь все специалисты с одинаковыми ролями получили одно универсальное название. Поэтому в новом каталоге одна и та же специализация «Водитель» относится сразу к трём профобластям — «Транспорт, логистика, перевозки», «Домашний, обслуживающий персонал» и «Рабочий персонал». При публикации вакансии рекрутеру достаточно указать одну необходимую специализацию, и её увидят все подходящие соискатели — стало проще и удобнее.
Подсчёт статистики тоже изменился
Перейдём к главному — как изменился наш сервис статистики stats.hh.ru.
Устройство нового каталога сделало удобней поиск работы и специалистов, и одновременно отразилось на учёте статистических данных рынка труда. В абсолютном большинстве случаев изменения оказались позитивными — новые данные на stats.hh.ru стали ещё точнее и лучше отражать реальность.
Однако в одном из случаев мы столкнулись с трудностью — разберём её на примере менеджера по продажам. Теперь при подсчёте числа активных вакансий или резюме в одной из профобластей — например, в «Автомобильном бизнесе» — в неё начали входить все менеджеры по продажам из нашего нового каталога. А их, как вы понимаете, на рынке очень-очень много, и далеко не все из них занимаются продажами автомобилей.
Чтобы решить эту проблему, нам пришлось «разорвать» некоторые связи между специализациями и профессиональными областями при подсчёте статистики. Такой механизм позволяет учитывать специализации только в тех профобластях, где это логично, и получать релевантные данные.
Для сохранения прозрачности наших механизмов мы приводим весь список специализаций и профобластей, связи между которыми нам пришлось устранить. При этом сами специализации и профобласти никуда не делись:
Специализация | Профобласть |
---|---|
Администратор | Медицина, фармацевтика Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты Туризм, гостиницы, рестораны |
Менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами | Автомобильный бизнес Маркетинг, реклама, PR Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты |
Инженер-технолог | Добыча сырья Сельское хозяйство |
Аналитик | Продажи, обслуживание клиентов Стратегия, инвестиции, консалтинг |
Дизайнер, художник | Строительство, недвижимость |
hh.индекс стал точнее
Других значимых трудностей с подсчётом новых данных не возникло — как мы уже упоминали, статистика стала лишь лучше отражать реальность. К примеру, точнее стал показатель hh.индекса, отражающий баланс спроса и предложения на рынке труда или в его отдельных сегментах.
Ранее резюме также могло иметь несколько специализаций, но при этом принадлежало только одной профобласти. Это искажало показатели конкуренции, так как люди, ищущие работу в разных сферах, не всегда попадали в общую статистику, а были учтены лишь в одной из профессиональных областей.
Например, резюме водителя могло попасть только в одну профобласть — либо в «Транспорт, логистика», либо в «Домашний персонал». А теперь оно попадает сразу в три — «Транспорт, логистика, перевозки», «Домашний, обслуживающий персонал» и «Рабочий персонал». Таким образом каждая из профобластей пополнилась активными и релевантными резюме — из-за этого вырос показатель hh.индекса.
Было | Стало | |
---|---|---|
Вакансии | Можно было выбирать 6 специализаций из разных профобластей | Можно выбрать только 1 специализацию |
Резюме | Можно было выбирать 3 специализации только в рамках одной ПО | Можно выбирать до 5 различных специализаций |
Новые значения hh.индекса лучше отражают реальный уровень конкуренции на рынке труда. Например, если ранее hh.индекс в профобласти равнялся семи и обозначал повышенную конкуренцию среди соискателей, то теперь такое же значение отражает умеренную конкуренцию среди них.
Чтобы не запутаться в прошлых и новых значениях hh.индекса, мы приводим таблицу соответствия старых и новых значений индекса, которая поможет объективно оценить уровень конкуренции в той или иной сфере:
Старое значение | Новое значение | Интерпретация |
---|---|---|
≤3,9 | ≤1,9 | острый дефицит соискателей |
4,0–4,9 | 2,0–3,9 | дефицит соискателей присутствует, рынок соискателя |
5,0–6,9 | 4,0–7,9 | умеренный уровень конкуренции за рабочие места, здоровое соотношение между работодателями и соискателями |
7,0–8,9 | 8,0–11,9 | высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места, рынок работодателя |
≥9 | ≥12 | крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места, рынок работодателя |
Изменения в каталоге пошли нашему сервису на пользу — мы убедились в этом за год его работы. Воспользовавшись бесплатной аналитикой рынка труда на stats.hh.ru, вы также сможете принести пользу себе или своей компании и быстрее достигнуть поставленных целей.
↩ К другим статьям